• +7 910 796 62 81. Жигун Анастасия Анатольевна

Новости

Преподобный Амвросий Оптинский

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Невосполнимая утрата. 10 (23 н.ст.) октября 1891 года православный русский мир понес невосполнимую утрату – в Шамординской женской обители в Бозе почил иеросхимонах Амвросий, Оптинский Старец, самый, пожалуй, почитаемый при жизни, да и после смерти, духовный отец и наставник православных христиан.

Пути Господни. Рождение будущего Старца 21 или 23 ноября 1812 года совпало с большими торжествами по случаю тезоименитства Александра Павловича, царя-освободителя России от нашествия Наполеона. В доме у причетника Михаила Федоровича Гренкова в селе Большая Липовица по случаю торжеств собралось немало гостей, так что в праздничной суматохе мать даже и запамятовала, в какой же день родился Александр. А сам он по поводу обстоятельств своего рождения приговаривал потом: "Как на людях я родился, так на людях и живу". В биографии Амвросия Оптинского, в миру Александра Гренкова нет, как будто, ничего особенного. Был шестым чадом в многодетной семье. Получил основательное первоначальное обучение в православном духе. Несмотря на строгое воспитание, рос шаловливым и резвым ребенком.

Однако, избрав мальчика для великого служения, Господь не только одаряет его особенными способностями, но и незаметно для окружающих, а то и его самого, направляет на предназначенный путь. Легко дается юноше учеба, успешно учится он сначала в духовном училище, а затем проходит курс в Духовной Семинарии. Судя по аттестату, особенно преуспел семинарист Александр Гренков в изучении святого Писания, богословских, исторических и словесных наук. Отношения с товарищами по учебе везде строятся легко и радостно. Восприятие окружающего мира наполнено восхищением и любовью.

Но в нем противоборствуют желание всем существом отдаться служению Господу с жаждой простых радостей земного бытия. И Господь сурово направляет его на путь истинный. В четвертом классе Семинарии попускает Господь Александру перенести опасную болезнь, и он дает обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Решение пойти в монастырь схиархимандрит Агапит, составивший совершенно замечательное жизнеописание старца Амвросия, объясняет открывшимся во время болезни страхом юноши предстать перед Господом нераскаявшимся грешником, обреченным на вечные мучения, ибо "начало премудрости страх Господен" (Псал. 35, 7).

Нелегко было молодому человеку, полному жизни, исполнить свое обещание. Несколько лет откладывал будущий старец его исполнение, "жался", по его собственному выражению. И Господь снова направляет будущего инока на верный путь – посылает встречу со старцем о. Иларионом Троекуровским, который положительно посоветовал ему "иди в Оптину", прибавив слова "ты там нужен".

Осенью 1839 года тайно от всех Александр Михайлович уезжает в Оптину Пустынь, где его ласково принимают старец Лев и настоятель обители. Вскоре молодой человек принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), стал одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Но вскоре начинается его не менее тяжкий и многолетний труд, известный под названием "старчество" длиною почти в 52 года, большую часть из которых он проведет в монастырском скиту

Руководствование ко спасению душ. О старчестве и старцах писал в своем романе "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевский так: "Старец – это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь... в надежде победить себя, овладеть собою до того, чтобы ...достичь, через послушание всей жизни уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя...". "Святой... хранитель божьей правды в глазах народа". А вот отец Агапит сказал просто ""старчествование", или руководствование ко спасению душ, ищущих спасения".

Руководствуясь Божественным откровением, давал отец Амвросий своим питомцам наставления, касающиеся всех сторон их духовного и вещественного бытия, направляя по жизненному пути в соответствии с Господней волей.

При этом Преподобный, уважая данную человеку божественную свободу воли, видя несогласие подопечного своим советам, почти никогда не требовал безусловного их выполнения, приговаривая "ну, поступай, как знаешь". Однако, очень часто непослушание приводило к печальным последствиям. Оно и понятно, ведь имея от Господа дар прозорливости, батюшка Амвросий советовал людям то, что шло на пользу их материальной и внутренней жизни.

Учил пониманию и послушанию воле Божией так, чтобы понятно было православному из любого сословия. Тысячи людей приходили к нему за советом со всех концов России, писали множество писем. Он старался принять всех, от великого князя до последнего нищего. С крестьянином или мещанином, простым послушником или монахиней, с писателем или философом говорил на понятном для них языке и обращался в привычной для каждого манере, с одними был почтителен, с другими прост и даже простоват, но прям и откровенен со всеми. Так, одной даме, жалующейся на свои душевные терзания, ответствовал: "По делам вору, и мука". К чести ее сказать, промучавшись ночь в размышлениях, поняла и оценила посетительница справедливость и пользу такого обличения. Но чаще обличал согрешившего так, что было понятно только самому провинившемуся. Смирению и покаянию учил Старец неустанно, своеобразно и, как правило, весьма успешно.
Великий прозорливец. Многие, общавшиеся с отцом Амвросием, поражались его необыкновенной прозорливости, не задумываясь, а каково нести груз такого знания смертному человеку? Что чувствовал добрый старец, например, привечая милых и благочестивых девочек Веру и Любу Ключаревых, зная, что очень скоро предстоит им умереть от тяжелой болезни, и после смерти послужить своим имением для устройства Шамординской монастырской обители, в том числе и приюта для обездоленных детей? Легко ли видеть посмертную участь знакомых людей, может быть, трагическую?

Истинно христианское отношение к скорбям и болезням. Отношение самого Амвросия Оптинского к скорбям и болезням может служить примером для каждого православного верующего. Впервые будущий святой опасно заболел в 1835 году, незадолго до окончания семинарии, и с тех пор болезни преследовали его всю жизнь.

Отец Агапит весьма подробно описывает, какими заболеваниями страдал Старец. Мучения его длились изо дня в день, десятилетиями, то немного ослабевая по молитвам чудотворным иконам, то терзая тело с новой силой. Только Господь знал о мере его страданий. На окружающих он не проявлял ни уныния, ни вполне бы понятной желчности. Напротив, не только не был мрачен, но всегда имел вид добродушия и даже некоторой веселости. Много раз бывал смиренный инок на грани смерти, но по молитвам Пречистой Божией Матери посылал ему Господь выздоровление. При этом отец Амвросий не пренебрегал помощью врачей и выполнял все их предписания, считая, что просить у Господа чуда исцеления следует только, исчерпав все зависящие от человека возможности. «Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и рассуждаем о себе и о наших обстоятельствах и искренне прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес, к Единому вся ведущему и всемогущему, а вместе всеблагому и премудрому, "Иже хощет всем спастися и в разум истины приити"!

Батюшка Амвросий и старец Зосима. Перед совершением чина по-гребения любимого народом старца иеромонах Григорий (Борисоглебский), впоследствии архимандрит сказал, в частности, следующие слова:
-Плачь, святая Русь! Ты лишилась в этом нищем духом и телом отшельнике своего великого печальника... Уж больше не пошлешь к нему ни Достоевских, ни Толстых, чтобы им поучиться у простого монаха высшей науке: умению жить по-человечески, по-христиански.

Оба знаменитых писателя упомянуты в речи монаха не случайно. Они каждый в разное время были гостями Оптиной, беседовали со старцем Амвросием. Известны высказывания его о том и другом писателе, схожие по краткости и глубоко противоположные по сути.
- "Это кающийся» - о Достоевском и "Он крайне горд", - о Толстом. Покаяние и гордость - диаметрально противоположные понятия. Гордость - это отсутствие, невозможность покаяния, и наоборот, покаяние - преодоление гордости.
Какие же "сокровища" вынесли именитые писатели из скромной кельи Преподобного? Федор Михайлович - утешительные слова о смерти маленького сына Алеши, что прозвучат из уст старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы", твердое намерение укрепляться в христианской добродетели. Описание монастыря и образ старца Зосимы в этом произведении поднимут добрый интерес образованной части населения России к монастырям и их насельникам. Да и весь роман пронизан духом христианской любви, смирения и искупления греха.

А Лев Николаевич уйдет из Оптиной со своими противоречиями, путаными религиозными воззрениями, отрицанием Христа как Богочеловека. И продолжит сеять в обществе ненависть к Церкви и служителям ее, которой весьма успешно воспользуются большевики. Он захочет вернуться в Оптину перед свой смертью. Зачем? Может быть, покаяться, но этого нам уже никогда не узнать.

Кстати, о приезде Л.Н. Толстого в Оптину о. Агапит приводит почти анекдотический случай. Знаменитый писатель прибудет в обитель как бы тайком, в крестьянской одежде, лаптях и с котомкой за плечами. Однако, делая покупки в церковной лавке, граф вынет из кармана портмоне, набитое купюрами, чем окончательно раскроет свое инкогнито. Батюшка Амвросий с легкой иронией отзовется об этом неудавшемся маскараде. Смысл его высказывания таков, что одна внешность, без внутреннего содержания, все равно, что тело без души.
Достойный биограф. Закономерно, что у великих святых, и биографы были столь же высокого уровня. Например, Серафим Чичагов у Преподобного Серафима Саровского. Таким же достойным жизнеописателем преподобного Амвросия представляется схиархимандрит Агапит (Беловидов), составивший "Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия" с его портретом и факсимиле. Москва. Печатня А.И. Снегиревой. 1900 год. Первой и главной побудительной причиной к составлению жизнеописания Оптинского старца, батюшки иеросхимонаха Амвросия автор называет, сохранение благодарной памяти о своем родном дорогом старце, затем - составление жизнеописания старца возможно полное и достоверное. К тому, что со всеми этими задачами схиархимандрит Агапит справился блестяще, хочется добавить и то, что и в литературном отношении книга просто замечательна. Все действующие лица, обстановка Пустыни, окружающая природа, описаны чрезвычайно живо и ярко. И это вполне объяснимо, ведь отец Агапит провел в сотрудничестве с Преподобным многие годы жизни и был близок к нему духовно.

Рука дающего да не оскудеет. Читая о. Агапита, диву даешься, насколько любовь о. Амвросия к ближнему была живой и действенной. Болезненный старец, выведенный по недугам за штат монастыря, и числившийся на содержании обители, он и в своих духовных чадах пробуждал желание помочь ближнему. Множество верующих всех сословий жертвовало на благие дела свои средства, порой значительные. В скромной келье Преподобного собирались кучи денег, чтобы очень скоро разойтись на содержание пустыни, устройство и содержание Свято-Троицкой Шамординской обители, на раздачу и переводы многочисленным нуждающимся.

Живый в памяти народной. За годы богоборства, когда разорена была Оптина Пустынь, а вспоминать о святых старцах было не только не принято, но и небезопасно, продолжала жить в народе простая мудрость батюшки Амвросия:
- Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
- Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
- Самолюбие наше - корень всему злу.
- Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного.

В 1987 году началось возрождение Оптиной пустыни, духовной обители русского православия. А в 1988 году Амвросий был прославлен в лике святых.

Материалы подготовила В. Крюкова. Более полные тексты: "Выдающийся в своей простоте" ("Ведомости Нижегородской митрополии" № 10 за октябрь 2016), "Русские писатели в Оптинской келье" ("Моя надежда" № 4 за 2016).

У Вас недостаточно прав для комментирования.

Контакты

Воскресная школа
Адрес: 603001, Нижний Новгород, Ивановский съезд, д.1А
Жигун Анастасия Анатольевна
Директор воскресной школы

+7 910 796–62–81