• +7 910 796 62 81. Жигун Анастасия Анатольевна

Новости

Памяти святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

2 июля православный мир вспоминает о блаженном успении святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца.

19 июня (2 июля 1966 года), сопровождая чудотворную Курскую-Коренную икону Богоматери в Сиэтл (США, штат Вашингтон), владыка Иоанн остановился в Николаевском соборе – храме-памятнике новомученикам Российским. Отслужив Божественную литургию, он оставался еще три часа один в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных детей, живших недалеко от собора, последовал в комнату церковного дома, где обычно останавливался. Вдруг послышался грохот, и прибежавшие увидели, что владыка упал и уже отходит. Его посадили в кресло, и он перед чудотворной иконой Богоматери предал душу свою Богу, подобно великому святому земли русской Преподобному Серафиму Саровскому. Поистине, честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс. 115, 6)!

Святитель Иоанн (Максимович) глубоко почитаем во всем христианском мире. Похороны его в июле 1966 года в Сан-Франциско собрали великое множество православных со всех концов земли. Шесть дней у открытого гроба теснились тысячи прощающиеся, 5 архиереев приехали на отпевание. Присутствующие на похоронах свидетельствуют, что, несмотря на страшную жару, от которой даже плавились свечи, и влажность воздуха, тело владыки оставалось нетленным, а знаменательным событием в жизни православной Церкви стало прославление его в лике святых 2 июля 1994 года.

Господь дал мне счастливую возможность посетить немало святых мест по всему миру, в том числе и тех, куда дорожки нашими паломниками не протоптаны – в 2015 году довелось мне побывать в Сан-Франциско, у святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Три года прошло с этой волнующей встречи, а только увиденное и пережитое ничуть не тускнеет в памяти. Напротив, все явственнее чувствую в своей жизни присутствие великого Божия угодника. Читая воспоминания современников великого архипастыря, его богословские труды и проповеди, обращаясь к нему с молитвами, в который раз убеждаешься в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой.

"Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин". Эти слова из Великого покаянного канона св. Андрея Критского помогают понять источник тех выходящих за пределы человеческих возможностей качеств, которыми обладал святитель. В любых, самых трудных условиях он успевал делать всевозможные дела: попечение о своих пасомых, восстановление единства в общении с греками, украинцами, сербами, строительство храмов, приютов, госпиталей, присутствовал он и на экзаменах, посещал болящих, и при этом служил каждодневную литургию.

Господь наградил избранного Своего многими дарами - прозорливости и исцеления болезней, даже стихии усмирял по молитвам его. Когда в Китае к власти пришли коммунисты, Иоанн, епископ Шанхайский, отвергнув все предложения сотрудничать с советской властью, вместе с большой частью своей паствы снова отправился в изгнание. Больше двух лет прожили они на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всего существования лагеря страшная стихия ни разу не затронула его. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку "ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон". Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Есть свидетельство старосты одного из православных храмов во Франции, Владимира Владимировича Мусина-Пушкина, что однажды после службы он нечаянно увидел святителя за молитвой перед жертвенником, приподнявшимся в воздухе примерно на тридцать сантиметров. Чудесами и благотворительностью святого наполнена вся земля. Его архипастырский подвиг не знает границ во времени и пространстве. И после смерти владыка Иоанн продолжает свое пастырское служение- той благодатью, что изливается от святых его мощей и от его святого образа. "Скажите народу: хоть я и умер, но я жив" - велел святитель своей духовной дочери, явившись ей во сне.

У его гробницы обильно подаются исцеления недугующим и болящим, первым из которых было исцеление при открытии мощей сына протоиерея Ярослава Беликова, двухлетнего Всеволода, страдавшего тяжелейшей болезнью почек.

И иные мольбы исполняет Господь верующим в него по молитвам святителя Иоанна. Вот и мне, недостойной, послал такое чудо: просила об обращении к Богу своей родственницы, попавшей в сети экстрасенсов и самозванных "целителей". Скоро она мне позвонила, сообщила, что от "услуг" темных личностей отказалась и попросила заказать о здравии болящей молебны в храме. После лечения в больнице и молитв в монастырях и храмах сообщила мне родственница, что дочка ее поправляется.

Подобно самому Господу, сказавшему: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14:18), владыка Иоанн дал обещание не оставлять чад своих , потому и молитвы верующих не остаются без ответа.

А каким добрым примером христианской жизни служит для ныне живущих земная жизнь Божия угодника!

В настоящее время, само понятие традиционной христианской семьи - отец и мать, любящие и наставляющие детей к деланию добра, послушные дети, опора их старости - подвергаются немыслимым нападкам с разных сторон на идеологическом, политическом, информационном и законодательном уровнях. В этих условиях чистый образец христианской любви и верности являет житие святителя Иоанна в отношениях к семье, друзьям, православной Родине!

Благочестивые родители будущего святого, Глафира Михайловна и Борис Иванович Максимовичи воспитали детей (у Миши были братья Георгий и Константин и сестра Мария), в духе православного благочестия. К старинному дворянскому роду Максимовичей принадлежал и Святой Иоанн (Максимович), Митрополит Тобольский.

Семья Максимовичей была традиционной семьей и заложила в будущем святителе крепкую основу. С малых лет Миша усвоил необходимость почитания родителей и послушания им. Так, подрастая, юноша хотел поступать в Киевскую духовную академию, но мать с отцом поначалу не одобрили для него путь священства. Послушный их воле, Михаил закончил Полтавский кадетский корпус, а затем и юридический факультет Харьковского университета, и только в эмиграции встал на путь, уготованный ему Господом - поступил в Белграде в университет на богословский факультет.

До самой их кончины почитал родителей, писал им письма, полные трогательной заботы, наставлял племянников.

"Дорогой сын Владыка", "Дорогой и милый сын", обращались к нему в письмах любящие родители. Никогда не прекращал переписки с другими родственниками, находил время встречаться с бывшими товарищами-кадетами.

Владыка Иоанн неустанно высказывал то, к пониманию чего мы стали приходить совсем недавно. Он одним из первых поднял вопрос об официальном прославлении царских мучеников, разъясняя духовную необходимость почитания их. "Великий грех, — учил он, — поднять руку на Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. "Нашедшее на Россию бедствие, — утверждал Иоанн, — является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Святитель Иоанн бесконечно любил Россию, ее историю, святых и святыни. Он был совершенно непримирим к безбожной власти, но верил, что если будет покаяние на Руси, то она восстанет: "Неужели нет и не будет больше Святой Руси?..-писал святитель в 1938 году, - Не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее".

Есть сведения и том, что, несмотря на неприятие советской власти, владыка всячески поддерживал свой народ в борьбе против немецких оккупантов – будучи епископом Шанхайским совершал денежные сборы на нужды Красной армии, служил благодарственные молебны после ее побед над гитлеровцами.

Поражает в святом удивительное сочетание полного небрежения собственным благополучием, нестяжательности и аскетизма с одной стороны и собранности, деловой сметки в устройстве церковных и благотворительных дел - с другой.

Известно, что святитель Иоанн, подобно Крестителю Господню и святым апостолам, был исключительно суров к собственной плоти. С принятием монашеского обета никогда не спал в постели, довольствуясь лишь кратким отдыхом в кресле или на коленях перед иконами, потреблял ничтожно малое количество пищи, зимой и летом ходил в ветхой ризе и босиком (что часто вызывало нарекания церковного начальства).

Человек "неотмирный", когда дело касалось собственных телесных потребностей, в делах Церкви проявлял он кипучую энергию и немалые организаторские способности, собранность и знание законов. Очевидно, во благо пошли знания, полученные и в военной школе, и на юридическом факультете университета.

В частности, став епархиальным архиереем, святитель Иоанн каждое свое действие узаконивал указами, начинавшимися со слов "Господи, благослови!" и заканчивавшимися датой и именем святого того дня. Помощников по делопроизводству не имея, собственноручно печатал документы в трех экземплярах на печатающей машинке, до сих пор сохранившейся в келье приюта имени святого Тихона Задонского.

Приобщения к святости одного подвижника Церкви драгоценны еще и тем, что они открывают новые страницы бесконечно разнообразного и дивного православного мира, заставляют задуматься об истории Церкви Христовой, в частности, Русской Православной Церкви Заграницей.

Владыке Иоанну пришлось нести свое служение в вавилонах ХХ века - Шанхае, Париже и Сан-Франциско. Рушились вековые нравственные устои, распадались семейные связи, широко распространялись по миру безбожные идеологии, такие, как фашизм и коммунизм, а Русская Православная Церковь жила, объединяя духовной силой рассеянную по миру паству, преодолевая внутренние несогласия. Православная вера объединяла беженцев, политические взгляды которых во многом различались, нередко – до противоположности.

В условиях, когда и просто физическое выживание было делом нелегким, на всех краях земли распространялось православие, традиционные христианские ценности, велась издательская и просветительская работа.

А для меня лично Русская Православная Церковь Заграницей перестала быть каким-то абстрактным понятием после посещения служб в двух храмах Сан-Франциско, созданных попечением Святителя Иоанна. Здесь я поняла, что в течение многих лет, отгороженная от нас крепкой стеной, жила, служила Господу, хранила православные традиции Русская Православная Церковь, сохранялся строгий и торжественный чин богослужения, высокое певческое искусство.

Архиепископ Западно-Американский и Сан-Франциский Иоанн говорил: "Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия. Он Патриарх. И наша молитва всё-таки остается. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. В середине 1960-х годов архиепископ Иоанн пророчески писал: "Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с нею, когда исчезнут причины, разъединяющие их".

Его Святейшество Патриарх Алексий считал, что "уже сейчас Русская Православная Церковь в Отечестве и Русская Зарубежная Церковь по существу разделяют и отстаивают перед лицом всего мира единое восприятие духовных и нравственных ценностей".

Наверное, неслучайно именно в Сан-Франциско в мае 2006 года состоялся Четвертый Всезарубежный Собор, принципиально одобривший курс к единству между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.

Святитель Иоанн оставил великое наследие из проповедей, трудов, статей по труднейшим богословским и философским вопросам, написанные простым и доступным языком. Большая часть его трудов была предназначена не столько для ученых богословов, сколько для простых верующих, душой стремящихся к Господу.

Поражает необыкновенное уважение, какое питали и до сих пор питают к владыке Иоанну не только православные верующие, но и приверженцы других религий, власть предержащие многих стран.

Такое отношение заслужил святитель своею праведной жизнью, неуклонным исполнением всех заповедей Божиих, полученными за то от Господа дарами чудотворства, исцеления болезней и прозрения будущего. Но, думается, немаловажной причиной тому была чистейшая, горячая, воистинно христианская любовь к ближнему, от домашних своих до подобранного в трущобах ребенка или самого последнего грешника. Любовь эта не была безответной, она делилась, росла и множилась. Многие из спасенных им от голодной смерти и духовной погибели детей отвечали Святителю сердечной привязанностью, помогали в богоугодных делах,
верно служа Господу. Став взрослыми, приводили в храм своих детей. Это состояние Божественной любви и доныне ощущается в построенном его заботами храме Всех Скорбящих
Радости в Сан-Франциско, в месте последнего упокоения.

Помню, что при виде некоторых прихожан храма на улице Гири, у меня мелькнула мысль, что не из тех ли они людей, которых Владыка Иоанн окормлял в Шанхайской эмиграции и, спасая от преследования, вывез сюда в 1952 году? Очень уж благородны на вид седовласые мужчины и древние старушки, стройны фигуры, сдержанны движения. Встречается немало пожилых китайцев. Как оказалось, догадка моя была верной. Храм по-прежнему посещают подопечные Святителя, бывшие частью жизни дивного святого, в том числе воспитанники созданного им когда-то приюта, который мне также посчастливилось посетить.

В соборе Всех скорбящих Радости много лет служит протоиерей Пётр Перекрестов, ключарь храма. Вот уже много лет горячо и преданно служит он памяти святителя Иоанна, издал множество работ о житии и творениях Святителя, ведёт фотохронику событий, связанных с прославлением архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского. Отец Пётр присутствовал при вскрытии мощей Святителя, и его описание этого события невозможно читать без волнения. 1 декабря 2014 года архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом о. Пётр назначен Координатором специальных проектов и представителем Западно-Американской епархии по связям с Россией.

Необъяснимым образом притягивает к себе Святитель людей, ранее о нем ничего не знавших (автора этих строк - в их числе). Самым свежим примером был для меня рассказ прихожанки храма Преображения Господня (Старопечерская церковь), испытавшей настоящее потрясение перед изображением не знакомого ей тогда святого. Произошло это еще до официального прославления архиепископа Иоанна в лике святых.

И радостно думать, что великий Божий угодник, еще при жизни принадлежавший Царствию Божию, не оставляет и нас, во всем, казалось бы, далеких от него, своим попечением.

Материалы подготовила Евгения Карезина.

Показать весь набор на Flickr
Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://voskr-shkola.ru/news/108-pamyati-svyatitelya-ioanna.html#sigProIdf14e45fcee

У Вас недостаточно прав для комментирования.

Контакты

Воскресная школа
Адрес: 603001, Нижний Новгород, Ивановский съезд, д.1А
Жигун Анастасия Анатольевна
Директор воскресной школы

+7 910 796–62–81